Суббота, Сентябрь 25, 2021
feed-image RSS-лента
   
Увеличить

Поиск по сайту

Новости Общественного совета при Харьковском областном территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины (2)

Оцените материал
(3 голосов)

Одним из приоритетных направлений работы Харьковского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины в текущем году является осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сфере государственных закупок.
Антимонопольный комитет и его территориальные органы осуществляют контроль в этой сфере по двум направлениям.
Во-первых, это специальный контроль за соблюдением заказчиками законодательства о государственных закупках , поскольку в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» Антимонопольный комитет Украины является органом обжалования. Таким образом, только Антимонопольный комитет, как орган обжалования, осуществляет контроль в период до заключения договора по результатам проведенных торгов.
Второй вид - это общий контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции во время проведения государственных закупок участниками конкурсных торгов.
Общий контроль осуществляется как Антимонопольным комитетом Украины так и его территориальными отделениями в регионах, на основании Закона Украины «О защите экономической конкуренции» после заключения договора с победителем государственных закупок, независимо от того, когда проводились конкурсные торги, но не более 5 лет.

На протяжении текущего года отделение проводило анализ осуществления государственных закупок на различных товарных рынках, а именно на рынках:
- реализации машин и станков для обработки металла;
- оптовой торговли продуктами питания;
- текущего ремонта автомобильных дорог;
- реализации препаратов лекарственных;
- реализации материалов для скрепления путевых и инженерных сооружений;
- моющих средств для Вагономоечный комплексов;
- производства мясных продуктов;
- строительства зданий;
- реализации медицинских и ортопедических товаров;
- работ по строительству канализации и другие;
- учебных изданий.
В ходе такого анализа Отделением выявлены нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных согласованных действий, касающиеся искажения результатов торгов.
В процессе доказывания признаков таких нарушений осуществляется сбор определенной системы или совокупности взаимосвязанных фактов, обстоятельств, действий и других проявлений согласованного поведения участников торгов, например:
- сходство в оформлении и внешнем виде конкурсных предложений;
- экономическая необоснованность ценовой части конкурсного предложения;
- участие в конкурсных торгах связанных лиц и других.
Следует отметить, что одним из негативных последствий совершения этих нарушений является участие в конкурсных торгах связанных лиц, что в свою очередь дает им возможность согласовывать свое поведение.
Кроме этого, негативными последствиями нарушений конкурентного законодательства в сфере государственных закупок является:
Во-первых, ограничение конкуренции в рамках торгов вследствие действий заказчика. Как пример, можно привести действия заказчиков относительно неправомерного отклонения конкурсных предложений участников торгов, выбор победителя не из установлением в конкурсной документации критериям, допуск к участию в торгах связанных лиц и т.д.
Во-вторых, согласованность действий участников полностью исключает возможность функционирования конкурентных механизмов, в свою очередь может привести к выбору не самым экономически выгодного предложения и главное, не эффективного использования бюджетных средств, является основной целью проведения торгов.
В течение 2013 Отделением рассмотрено 16 дел о нарушении конкурентного законодательства во время проведения государственных закупок.
Общая сумма государственных средств , на которую осуществлена государственных закупок, проведенных с нарушением конкурентного законодательства составляет около 100 миллионов гривен.
Поскольку конкурсные процедуры призваны обеспечить условия для приобретения товаров и услуг с максимальной экономией государственных средств и на максимально выгодных условиях. Именно для этого и создается специальное конкурентную среду конкурса.
Зато, в результате согласованной поведения участников торгов ими может устанавливаться завышена стоимость предмета закупки, ожидаемый эффект не достигается.
За совершение нарушений, касающиеся искажения результатов конкурсных торгов при государственных закупок на ответчиков накладываются штрафные санкции в соответствии с требованиями Закона Украины «О защите экономической конкуренции».
Общая сумма штрафов уплаченных субъектами хозяйствования за совершение указанных нарушений за текущий период 2013 составила более 500 тысяч гривен.
В следующем году Отделение будет продолжать проводить работу в этом направлении и контролировать соблюдение требований законодательства на других в том числе и социально важных рынках.

Оцените материал
(3 голосов)

В 2013 году Харьковским областным территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины (в дальнейшем – Отделение) уделено особое внимание исследованию рынка учебно-методической литературы для подготовки к внешнему независимому оцениванию (в дальнейшем – ВНО).

На отмеченном рынке сложилась тенденция изготовления и распространения ряда некачественных источников для подготовки к ВНО, которые не отвечают нормативам и требованиям, а также подают неправдивую информацию о ВНО со ссылкой на Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины (в дальнейшем - Министерство). При таких обстоятельствах Отделением рассмотрен ряд обращений абитуриентов и их родителей, учителей общеобразовательных учебных заведений, которые приобрели указанную литературу.

Как установило Отделение, определенные издательства осуществляли реализацию учебно-методической литературы для подготовки к ВНО со ссылкой на титульных листах на одобрение Министерства.

По информации Министерства отмеченные издательства не получали такого одобрения.

По результатам проведенного опроса граждан Украины установлено, что наличие на титульном листе учебно-методической литературы сведений о его характеристиках (одобрение Министерством) может повлиять на намерения потребителей относительно приобретения отмеченного издания. Следовательно, такие действия издательств могут повлечь введение в заблуждение неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что на рынке учебно-методической литературы действуют и добросовестные участники, которые выдают указанную литературу, официально одобренную Министерством.

Учитывая, что информация относительно одобрения, которая размещена на титульных листах вышеупомянутой учебно-методической литературы для подготовки к ВНО, может стимулировать заинтересованность потребителей к покупке таких изданий, сообщение таким способом неправдивых сведений, может поставить недобросовестные издательства в более выгодное положение и предоставить им преимущества в конкуренции на рынке учебно-методической литературы.

Отделением рассмотренные дела и предоставлены рекомендации недобросовестным участникам рынка учебно-методической литературы для подготовки к ВНО (издательствам) прекратить издание и распространение литературы с ссылкой на одобрение Министерством, в случае когда такая литература одобрения не получала. К некоторым издательствам применены штрафные санкции, в частности, Временная административная коллегия Антимонопольного комитета Украины оштрафовала ООО "ЛІТЕРА ЛТД" (г.Киев) на 75 тысяч гривен.

Подпишитесь на новости